Перед консервацией мотоцикл вымыть. Отсоединить провода от аккумуляторной батареи, через отверстие под свечу в каждый цилиндр залить 25 … 30 см3 масла (см. табл. 3). Нажатием на педаль рычага пускового механизма повернуть коленчатый вал, чтобы масло разошлось по внутренней поверхности цилиндра. Поверхности хромированных и оцинкованных деталей, подлежащих временной противокоррозийной защите, должны быть высушены. Нанесение консервационных масел на наружные поверхности деталей производится кистью (тампоном), смоченной в масле моторном автомобильном или масле консервационном К-17.

Выпускные отверстия глушителя закрыть промасленной бумагой.

При хранении мотоцикл установить на центральную подставку.

Хранить мотоцикл в закрытом помещении или под навесом.

Не хранить мотоцикл вблизи отопительных батарей, кислот, щелочей, минеральных удобрений и других агрессивных сред.

При расконсервации мотоцикл протереть ветошью или бязью, слегка смоченной бензином или керосином, затем протереть насухо.

Перед пуском двигателя удалить масло, залитое для консервации в цилиндры. Для этого установить нейтральное положение в коробке передач, вывернуть свечи из головок цилиндров и несколько раз нажать на рычаг пускового механизма, завернуть свечи, проследить за наличием уплотнительных колец.

Перед выездом после расконсервации проводить работы, указанные в разделе «Подготовка мотоцикла к эксплуатации».

Система зажигания, питания и электрооборудование

Диагноз. Чаще всего это слово можно услышать из уст медиков. От того, насколько опытен врач и как правильно определил он болезнь, во многом зависит здоровье и даже человеческая жизнь.

…У опушки леса, на обочине, двое склонились над мотоциклом. Он «заболело — умолк и не хочет заводиться. Две растерянных пары глаз вопросительно уставились на машину. Четыре руки застыли в ожидании. Они не знают, за что браться, что делать в первую очередь.

Эти двое умели только управлять, но совсем не знали свою машину. Они не могли поставить правильно диагноз. Наиболее часто встречающиеся неисправности в работе двигателя связаны с неисправностью системы зажигания или питания. А те двое начали копаться в реле-регуляторе, когда у мотоцикла засорился бензопровод.

В этой статье инженеры В. Абрамян и В. Забелин рассказывают о наиболее распространенных неисправностях мотоцикла, способах их обнаружения и устранения. Речь пойдет о машинах Ижевского завода, но большая часть рекомендаций относится ко всякому двухтактному двигателю.

СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

Когда двигатель умолк и его не удается пустить, в первую очередь проверьте, есть ли искра на свече. Если есть, то неисправность ищите в системе питания, если нет — проверьте систему зажигания в такой последовательности.

Ключ зажигания находится в положении «дневная езда».

Красная лампочка в фаре не горит, звуковой сигнал не работает.

Посмотрите, цела ли соединительная проволока между контактными колпачками. В случае необходимости замените предохранитель.

Установите, есть ли контакт в замке зажигания. Для этого снимите оптический элемент фары, замкните контакты замка зажигания. Если контрольная лампа загорится — значит, контакты загрязнились или не замыкаются при вставленном ключе. Прочистите их и подогните.

Контрольная лампа горит, нет искры на свече.

Проверьте свечу. Выверните ее из головки и замените запасной. Замкните ее корпус на «массу» и несколько раз нажмите на педаль пуска. Вывернутая свеча неисправна, если между электродами запасной проскакивает нормальная искра.

Контрольная лампа горит, нет искры на исправной запасной свече.

Снимите крышку генератора; при положении прерывателя, когда контакты замкнуты, размыкая и замыкая их рукой, проверьте, есть ли искрение на них. Здесь возможны несколько вариантов. Искрения нет. Отсоедините конденсатор и снова проверьте искрение. Если оно появилось, значит конденсатор «пробит» и его нужно заменить.

Искрения нет при исправном конденсаторе. Посмотрите, не замыкаются ли пружины прерывателя на «массу». Замыкание молоточка прерывателя на «массу» возможно при неправильной установке изоляционных шайб после ремонта. При исправном прерывателе нет искры из-за нарушения электрического контакта в цепи замок зажигания — катушка зажигания — прерыватель. Если электропроводка исправна — значит, в первичной обмотке катушки зажигания обрыв и катушку надо заменить.

На контактах прерывателя сильное искрение, а на свече искры нет или она очень слабая. Причина — обрыв вывода обкладок конденсатора внутри его корпуса. Конденсатор необходимо заменить.

На контактах прерывателя искрение нормальное, на заведомо годной свече искры нет. Произошел обрыв вторичной обмотки катушки зажигания. Следует заменить катушку.

СИСТЕМА ПИТАНИЯ

Топливо в баке есть, при нажатии на утолитель поплавковая камера карбюратора не переполняется.

Может быть, засорился бензошланг или штуцер крышки поплавковой камеры. Продуйте шланг. Снимите крышку камеры, продуйте штуцер, удалите из нее грязь.

Топливо в поплавковую камеру поступает, двигатель не пускается.

Причина — засорились каналы или жиклеры карбюратора. Разберите его, промойте; жиклеры и каналы продуйте.

Двигатель не пускается, в цилиндре слышны отдельные вспышки. Системы зажигания и питания работают исправно, вывернутая свеча мокра от топливной смеси, при замене свечи ее «забрасывает» вновь.

Вероятно, в кривошипной камере и цилиндре скопилось большое количество топлива из-за увеличенного подсоса. Необходимо закрыть бензокраник и, нажимая на педаль пускового механизма при включенном зажигании, пустить двигатель. Как только он начнет устойчиво работать, откройте бензокраник. На мотоциклах ИЖ-56, ИЖ-Планета, ИЖ-Планета 2 для более быстрой продувки цилиндра надо нажать на рычаг декомпрессора.

Двигатель пускается, но работает с перебоями.

Возможно, вышла из строя свеча. Посмотрите, нет ли трещин на ее изоляторе. Может быть, на ней большой нагар, или нарушился зазор между электродами, или она замаслилась. В таком случае юбка изолятора и электроды мокры от топливной смеси. Свечу промывают чистым бензином — и двигатель перестает «капризничать». Причиной может стать попадание воды в колпачок свечи или на свечу. Это случается после мойки мотоцикла или при езде в дождливую погоду. Колпачок свечи и свечу нужно снять и насухо протереть, а провод высокого напряжения просушить.

Проверьте, не загрязнились ли контакты прерывателя и нужный ли между ними зазор. Если при работе двигателя периодически наблюдается сильное искрение на контактах прерывателя, значит, ненадежен контакт выводного конца конденсатора внутри корпуса. Конденсатор лучше заменить.

Двигатель пускается, но глохнет после непродолжительной работы. Прекратилась подача топлива.

Скорее всего, засорилось отверстие в пробке бензобака.

При увеличении оборотов и нагрузки двигатель глохнет.

Подобное происходит при резком обеднении смеси из-за выпадания иглы в дроссельной заслонке карбюратора. Иглу нужно установить в первоначальное положение и надежно закрепить.

Двигатель плохо «тянет», не развивает оборотов. Вспышки в цилиндре происходят не при каждом обороте коленчатого вала. Заметен увеличенный расход топлива. Часто выходят из строя свечи вследствие замасливания или образования нагара черного цвета. Перегреваются выпускные трубы и глушители.

Это признаки ненормальной работы двигателя из-за сильного обогащения смеси. Проверьте работу карбюратора и при необходимости отрегулируйте его. Снимите, разберите и промойте воздухоочиститель.

Значительно пониженаприемистость двигателя, мотоцикл медленно набирает скорость. При разгоне появляются «провалы» в работе двигателя и прослушиваются детонационные стуки. Двигатель перегревается, юбочка изолятора свечи белого и серого цвета. Иногда возникают обратные вспышки в карбюраторе.

Значит, очень бедна горючая смесь.

Проверьте работу карбюратора и «при необходимости отрегулируйте его. Установите, надежно ли соединение воздухоочистителя с карбюратором и герметичны ли соединения в двигателе (как закреплен и в каком состоянии правый сальник), хорошо ли закреплен цилиндр.

При работе двигателя прослушиваются детонационные стуки в цилиндре, двигатель перегревается, при пуске педаль кик-стартера отдает в ногу.

Причина — в раннем зажигании. Надо отрегулировать зазоры в прерывателе и правильно установить опережение зажигания.

При работе двигателя перегреваются выпускные трубы и глушители.

Зажигание слишком позднее. Отрегулируйте зазоры в прерывателе и правильно установите опережение зажигания.

Системы питания и зажигания работают нормально, двигатель не развивает оборотов и плохо «тянет».

Засорилась выпускная система. Снимите выпускные трубы и глушители, удалите нагар из них и из выпускных окон цилиндра.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

При неработающем двигателе и включенном зажигании контрольная лампа горит слабо.

Проверьте заряженность аккумуляторной батареи, подсоединив к ее клеммам лампу стоп-сигнала из заднего фонаря или большую лампу фары.

Если батарея в порядке, лампа должна гореть нормально. Тогда проверьте надежность соединения контактов электропроводов в цепи аккумуляторная батарея — центральный переключатель.

Генератор исправен, но контрольная лампа горит ровным накалом при всех оборотах двигателя.

Проверьте реле-регулятор. Вначале при работающем двигателе посмотрите, замыкаются ли контакты. Если якорь подтягивается, то необходимо заглушить двигатель, выключить зажигание и лезвием безопасной бритвы зачистить контакты реле обратного тока. Нельзя зачищать серебряные контакты реле наждачной или стеклянной шкуркой, так как абразив врезается в металл и нарушает электрический контакт.

Если контакты реле не замыкаются, а якорь притягивается, то следует проверить регулировку зазоров. В том случае, когда не подтягивается якорь и контакты не замыкаются, проверьте регулировку регулятора напряжения, так как при пониженном напряжении реле обратного тока может не срабатывать.

Контрольная лампа гаснет только при больших оборотах двигателя.

Причина в пониженном напряжении, поддерживаемом реле-регулятором. Проверьте и отрегулируйте регулятор напряжения.

При увеличении оборотов двигателя и включенном свете лампы горят с перекалом или перегорают.

Обычно это происходит из-за высокого напряжения, поддерживаемого реле-регулятором. Проверьте регулировку регулятора напряжения.

Контрольная лампа при увеличении оборотов двигателя горит с перекалом.

Неправильно подсоединена аккумуляторная батарея (обратная полярность) или «переполюсован» генератор.

Для «переполюсовки» генератора необходимо вскрыть реле-регулятор и при включенном зажигании, на неработающем двигателе кратковременно замкнуть контакт реле обратного тока.

При включении зажигания без нажатия на кнопку звучит сигнал.

Происходит замыкание провода сигнала на «массу». Снимите переключатель света с руля и, если сигнал продолжает звучать, найдите место замыкания провода сигнала. Если при снятии переключателя света с руля звучание прекращается, значит, замыкание на «массу» происходит в переключателе.

При нажатии на педаль ножного тормоза не горит лампа стоп-сигнала заднего фонаря.

Проверьте лампу. Если она исправна, проверьте правильность установки или регулировки включателя стоп-сигнала.

При одном из положений центрального переключателя и переключателя света не горит лампа, соответствующая этому положению.

Причина — перегоревшая лампа или нарушенный контакт в местах соединения проводов. При исправной лампе проверьте контакты в патронах ламп и надежность закрепления проводов в местах соединения.

В. АБРАМЯН, В. ЗАБЕЛИН, инженеры

В процессе эксплуатации бензинового или дизельного двигателя водитель может столкнуться с тем, что при нажатии газа двигатель не набирает обороты. Отметим, что после установки на машину ГБО часто возникает такая проблема, когда не набирает обороты двигатель на газу, хотя на бензине автомобиль едет нормально.  Неисправности разного рода могут крыться как в достаточно простых вещах, так и указывать на необходимость серьезного ремонта ДВС . Далее мы рассмотрим, почему не набирает обороты дизельный двигатель или отказывается раскручиваться бензиновый мотор.

Частая неисправность: двигатель не набирает обороты и что делать водителю

Если мотор перестал набирать обороты, тогда первым делом необходимо проанализировать, когда и как это проявилось. Другими словами, агрегат перестал раскручиваться неожиданно или же проблема с набором оборотов постепенно прогрессировала. Также следует обратить внимание на наличие или отсутствие других симптомов.

Дело в том, что отказ ранее исправного двигателя набирать обороты после проведения какого-либо ремонта или других манипуляций может быть просто результатом ошибок при сборке, не подключенного датчика и т.п. В подобных случаях неисправность удается быстрее и точнее определить после самостоятельного осмотра или немедленного возврата ТС в сервис, где машину до этого ремонтировали.

Если же вы столкнулись с тем, что без видимых причин троит двигатель, не набирает обороты, машина периодически глохнет и т.д., тогда в этом случае мотор нуждается в углубленной диагностике. Причины такой поломки можно условно разделить на простые и сложные, возникающие сразу или получившие предпосылки.

Почему мотор не набирает обороты: от простого к сложному

В самом начале рассмотрим более простые и очевидные неисправности. На набор оборотов во время езды сильно влияет  эффективность подачи, своевременность воспламенения и полноценность сгорания, а также состав топливно-воздушной смеси.

Частой причиной того, когда двигатель не набирает обороты ( инжектор , карбюратор , дизель, авто на газу), являются проблемы в системе зажигания , а также в системах подачи воздуха и топлива . Специалисты выделяют следующее:

Большую часть указанных выше причин водитель может определить и относительно дешево устранить самостоятельно. Необходимо проверить свечи и провода системы зажигания на искру, измерить давление в топливной рампе на инжекторных ДВС, осмотреть воздушный фильтр на предмет загрязнения, заменить топливный фильтр, почистить сетку бензонасоса и т.п.

Теперь поговорим о неполадках, которые могут потребовать определенных знаний, навыков и оборудования для диагностики, а также являться поводом для визита в автосервис. Начнем с того, что в данном списке неисправностей обычно находятся такие, когда двигатель не набирает обороты по причине выхода из строя какого-либо элемента ЭСУД , системы зажигания, питания и т.п. Другими словами, речь идет уже не о «расходниках» (свечи, провода, фильтры, патрубки), а о деталях. Параллельно с этим следует учитывать и то, произошла ли поломка неожиданно или неисправность прогрессировала постепенно.

Что в итоге

Если учесть, что причин для проблем с набором оборотов на современном авто достаточно много, оптимально сразу подключить автомобиль к диагностическому оборудованию (сканеру) для поиска возможных ошибок.  Особенно это необходимо сделать в том случае, когда двигатель не набирает обороты и горит чек на приборной панели.

Отметим, что достаточно редким, но также возможным случаем является выход из строя ЭБУ . Это часто происходит после мойки двигателя, а также в результате непрофессиональных вмешательств в заводскую прошивку контроллера. Признаком проблем с электронным блоком является то, что двигатель набирает, но сбрасывает обороты.

Такие сбои связаны с программным сбоем в работе электронного устройства. ЭБУ ошибочно принимает низкие обороты (например 2-3 тыс. об/мин) за обороты так называемой «отсечки» и прекращает подачу топлива.  Другими словами, условная защита от превышения допустимого числа максимальных оборотов двигателя срабатывает преждевременно.

Напоследок хотелось бы добавить, что своевременная чистка инжектора, замена свечей и проводов зажигания, фильтров и фильтрующих элементов топливного насоса, чистка дроссельной заслонки, правильная регулировка дросселя и ряд других сервисных процедур позволят вам получать максимум мощности вашего ДВС. Что касается автомобилей с ГБО, от правильности установки и настройки,  а также от своевременной замены фильтров и обслуживания других элементов газобаллонного оборудования будет зависеть не только мощность двигателя и его обороты на газу, но и общий срок службы силового агрегата.

Что могло выйти из строя

Выяснить причину поломки поможет диагностика.

Диагностика

Нормальной работе ДВС мешают две проблемы: «нечем вовремя поджечь» и «нечего поджигать». Ищите источник неприятностей по двум каналам – подводу топлива и подаче искры.

Последовательно определяйте неисправность методом исключения. Если один узел работает – переходите к следующему.

Для начала выясните, светится ли приборная панель, работает ли электростартер, слышен ли звук срабатывания реле.

Если лампы не горят или горят очень тускло, мотоцикл не реагирует на ключ, реле не щелкает – значит, заряда аккумулятора не хватает, или ток от него не поступает. Снимите аккумулятор, проверьте заряд и состояние клемм.

Если ваш мотоцикл оборудован одновременно электростартером и кикстартером, попробуйте завести мотор «с кика». 

Если мотоцикл удалось завести, значит, у вас банально сел аккумулятор. Либо проблема серьезнее – неисправна контактная группа в замке, кнопка «старт – стоп» на руле, или сам электростартер.

Если электрический стартер крутит бодро, но мотор «не схватывает» – ищите, куда пропала искра, проверяйте состояние воздушного фильтра и настройки топливной системы.

Система впуска

Если ваш мотоцикл не завелся, действуйте в такой последовательности:

Поступление бензина

Если краник нормально пропускает горючее, проверьте, не собрался ли отстой в поплавковой камере карбюратора. Освободите сливное отверстие, слейте содержимое, закройте, пробуйте снова запустить мотор.

Чтобы выяснить, поступает ли бензин в саму камеру сгорания, понадобится свечной ключ. Снимите бронепровод со свечи, откройте краник и поработайте стартером, затем выверните свечу и осмотрите изолятор. Если он сухой, это означает проблему с подачей топлива. Мокрую свечу нужно будет просушить, прежде чем вкручивать обратно.

Зажигание

Осмотрите провод высокого напряжения и колпачок на предмет повреждений, проверьте надежность контакта на клемме катушки, посадку колпачка на свече. Если контакт нарушен от вибрации, достаточно вернуть его на место. В случае внутреннего «пробоя» это не поможет, провод нужно заменить.

Проверить наличие искры можно простым способом: выкрученную свечу – контактом в колпачок, корпусом – на массу (цилиндр). При этом обязательно обеспечьте надежный непрерывный контакт корпуса с металлом, иначе могут быть повреждены детали электрооборудования. Касайтесь только изолированных деталей или работайте в токонепроводящих сухих перчатках.

По цвету нагара на изоляторе свечи можно судить о качестве смеси: 

Даже когда «на воздухе» свеча бодро выдает мощную вспышку, это не значит, что она работает исправно. В камере сгорания та же свеча может генерировать слабую искру, неспособную «пробить» разрыв между электродами. Для верности замените свечи. Если после этого искра не появилась – меняйте катушку или коммутатор (блок управления зажиганием). Если оказалось, что искра слабая из-за слабого заряда АКБ, имеет смысл «прозвонить» генератор.

Качество топлива

Нормальная работа ДВС зависит от качества бензина. Причем «на горячую» мотор менее восприимчив к этому фактору, а «на холодную» может не завестись совсем.   

Если мотоцикл не заводится после недавней заправки, возможно, вам залили некачественное топливо. Если вы заправлялись из канистры, вместе с бензином в бак мог попасть конденсат, частицы ржавчины или песок.

Чтобы исправить ситуацию, слейте некачественный бензин из топливного бака и из карбюратора. С инжекторными двигателями сложнее — чтобы слить топливо из бака, возможно, придется снимать топливный модуль. Так некачественное топливо не будет проходить через насос и фильтр тонкой очистки. 

Если вы не знаете, как подобраться к свечам или карбюратору, не мучайте зря себя и мотоцикл. Обратитесь к профессионалам: позвоните выездному специалисту сервиса или вызовите мотоэвакуатор.

Диагностика и ремонт 14 октября 2017

  • 1 Неполадки топливной системы
  • 2 Неисправности зажигания
  • 3 Проблемы с мотором
  • 4 Прочие неполадки

Самый неприятный вид неполадки – это когда что-то в машине сломалось наполовину. В подобных случаях поиск неисправности превращается в сложную задачу, напоминающую ловлю блох. Распространенный пример: двигатель не набирает обороты после нажатия на педаль акселератора. Автомобиль едет, но разогнаться до нормальной скорости не способен – мотор «чихает» и глохнет. Если вы решились отыскать проблему самостоятельно, ознакомьтесь с полным списком причин, вызывающих неадекватное поведение силового агрегата.

Неполадки топливной системы

Если вы столкнулись с проблемой падения мощности мотора, начните искать неисправность с системы топливоподачи. Ведь если двигатель не реагирует на открытие дроссельной заслонки либо начинает глохнуть, логично предположить, что ему банально не хватает горючего. Ваши действия:

Примечание. На засоренный фильтр указывает длительный шум бензонасоса, слышный после включения зажигания. Агрегат не может поднять давление в магистрали до нормы и долго не отключается.

Более серьезные неполадки обнаружить сложнее. Как бензиновый, так и дизельный двигатель может страдать от неправильной работы или отказа форсунок. Их работоспособность проверяется путем снятия и подключения к источнику питания. Распылитель должен создавать ровный красивый «факел», в противном случае подлежит замене.

Причиной недостатка горючего в дизельном моторе зачастую становится топливный насос, создающий в системе высокое давление. Когда детали агрегата износились, напор в магистрали падает ниже нормы, а в цилиндры впрыскивается мало солярки.

Вместе с топливными фильтрами не помешает проверить и воздушный. Продуйте загрязненный элемент, если не получается сразу поменять.

Неисправности зажигания

В случаях, когда при нажатии на педаль газа слышен прострел в выхлопную трубу либо двигатель начинает «троить» на холостых оборотах, попытайтесь найти неполадку в системе зажигания. Слабое искрообразование на электродах свечей ведет к неполному сгоранию топливовоздушной смеси и потере мощности силовым агрегатом. Причины неправильной работы системы выглядят так:

Коварство изношенных свечей заключается в том, что в процессе испытаний они дают нормальную искру. Но в цилиндрах мотора присутствует высокое давление, при котором старые свечи затухают. Вот почему двигатель не развивает обороты, а резкое нажатие педали акселератора вызывает «провал». Проверять свечки необходимо на специальном стенде, создающем давление не меньше 20 Бар.

Диагностировать пробой высоковольтного провода либо изоляции свечи можно в темном гараже. Откройте капот, заведите мотор и наблюдайте за его работой. Если заметите вспышки искр на «люльках», ставьте новые детали.

О выходе из строя катушки или обрыве провода высокого напряжения свидетельствует полный отказ одного из цилиндров. Испытать провод легко: поменяйте его местами с соседним и убедитесь, что перестал работать другой цилиндр. С катушками данный прием не пройдет, для диагностики нужно специальное оборудование.

Проблемы с мотором

Критический износ цилиндропоршневой группы силового агрегата тоже ведет к снижению мощности. Есть и другие причины, почему двигатель плохо набирает обороты:

Большинство перечисленных неисправностей выявляется путем измерения компрессии. Подгоревший клапан не полностью садится в гнездо, из-за чего давление в этом цилиндре падает до 2–3 Бар, а иногда и до нуля. Общее снижение компрессии во всех цилиндрах до отметки 9 Бар и меньше указывает на «подгулявшие» поршневые кольца.

Совет. Прежде чем оглашать вердикт цилиндропоршневой группе, стоит проверить тепловые зазоры щупом. Если недавно какой-то «специалист» произвел неправильную регулировку и зажал клапана, то компрессия тоже снизится.

Подобные ошибки случаются при замене цепи или ремня ГРМ, когда метки сдвигаются на 1 зуб. Последствия – нарушение фаз газораспределения и потеря мощности плюс нестабильная работа двигателя. С подобным эффектом сталкиваются нерадивые водители, не следящие за собственной машиной: от износа цепь (ремень) сильно растягивается и перескакивает на шестерне распределительного вала на 1 зубец.

Слишком высокий расход масла, проникающего в камеры сгорания через сальники клапанов, тоже ухудшает условия работы силового агрегата. Изнутри стенки камеры и электроды свечей покрываются нагаром, а поршневые кольца закоксовываются и залегают. Верный признак неисправности – клубы сизого дыма из выхлопной трубы.

Прочие неполадки

Современный автомобиль оснащается электронной системой управления силовым агрегатом и обезвреживания дымовых газов. Поскольку техническое состояние этих систем напрямую влияет на работу двигателя, потеря мощности может произойти по таким причинам:

Проверка проходимости нейтрализатора и сажевого фильтра выполняется просто: раскрутите передний фланец устройства, открыв путь отработанным газам, и запустите мотор. Если его работа значительно улучшится, меняйте катализатор на новый либо ставьте пламегаситель .

Когда выходит из строя лямбда-зонд, двигатель не набирает обороты по команде контроллера. Не «видя» количество кислорода на выходе, электронный блок не может правильно готовить топливовоздушную смесь, поэтому переходит в аварийный режим. Смешивание горючего с воздухом происходит по установленным показателям, что уменьшает мощность мотора.

Переход в режим аварийной работы сопровождается включением табло Check Engine на приборной панели. Неисправность случается всякий раз, когда выходит из строя один из основных датчиков – ДМРВ (в новых автомобилях – ДАД), лямбда-зонд либо датчик положения дроссельной заслонки. Чтобы проверить работоспособность указанных приборов, лучше обратиться к грамотному автоэлектрику либо на СТО.

Владелец дизельного автомобиля может столкнуться с ситуацией, когда двигатель не реагирует на нажатие педали газа, не набирает обороты.

Причиной данной проблемы могут быть банальные вещи относительно обслуживания авто, а могут быть серьезные неисправности. Рассмотрим наиболее вероятные.

Перед тем, как выяснять причину, по которой дизель не набирает обороты, владелец должен определить, при каких условиях это происходит: проблема появилась внезапно или развивалась долгое время, проявляется на прогреваемом моторе или во время движения, нет ли сопутствующих симптомов, давно ли был ремонт.  

Если владелец связывает проблему с недавними вмешательствами в конструкцию авто, например, с заменой ремня ГРМ, имеет смысл обратиться к специалистам, которые обслуживали машину. Вероятно, ситуация с потерей мощности ДВС решается исправлением ошибок в ремонте из разряда «забыли подключить датчик».

Если то, что мотор не набирает обороты, только одна сторона проблемы: ДВС троит, периодически глохнет и слишком сильно вибрирует, показана углубленная диагностика.

Вообще, на то, как быстро и точно двигатель набирает обороты, влияют показатели топливо-воздушной смеси:

Отсюда — поиск причин проблем с набором оборотов в системе зажигания, подачи воздуха, подачи топлива в камеру сгорания.

Типичные неисправности, из-за которых дизель не набирает обороты

Можно выделить следующие типичные неисправности:

 забитый воздушный фильтр 

Из-за забитого грязью фильтра нарушается подача воздуха, в результате двигатель работает неровно, теряет мощность, не набирает обороты. Проверить воздушный фильтр стоит в любом случае: возможно, в него попал инородный предмет: обрывок ткани, пакета и т.п.

 забитый топливный фильтр 

Если топливный фильтр забился отложениями из топливного бака, топливо все еще может поступать в камеру сгорания — но его будет недостаточно для работы ДВС под нагрузкой.

В результате давление в топливных магистралях падает, дизель работает с провалами, неохотно (с задержкой после нажатия ноги на педаль газа) набирает обороты, не может раскрутиться выше конкретной отметки на тахометре.

 подсос воздуха на впуске 

Если из-за дефектов впускной системы в двигатель попадает лишний воздух, нормальный состав топливо-воздушной смеси нарушается — она становится «бедной» (мало топлива). В результате дизель заводится, но работает с перебоями и не набирает обороты. 

 некорректная работа датчиков 

Если датчики, которые оценивают внешние условия и режимы работы двигателя, влияя тем самым на состав топливо-воздушной смеси, работают со сбоями, двигатель не будет набирать обороты из-за слишком богатой или бедной смеси. Поэтому при проблеме потери мощности стоит проверить датчик массового расхода воздуха (ДМРВ), кислородный датчик (лямбда-зонд), регулятор холостого хода (РХХ) и ряд других.

 неполадки в системе EGR 

Когда катализатор забивается отложениями, сажевый фильтр выходи из строя или клапан EGR зарастает нагаром, отвод отработавших выхлопных газов нарушается и двигатель буквально «задыхается», теряя способность развивать нормальную мощность.

Вот почему многие владельцы автомобилей с системой рециркуляции отработавших газов предпочитают своеобразно предупреждать проблему, вырезая отработавший катализатор, устанавливая на его место простой пламегаситель, и глушить клапан ЕГР, перепрошивая ЭБУ двигателя.

 сбои в работе механизма газораспределения 

Если нарушается синхронная работа ГРМ, впускные и выпускные клапаны открываются не по режиму. В результате стройная работа дизеля грубо нарушена. Причину проблемы стоит искать в ошибке в момент замены ремня ГРМ, когда тот перескакивает на один и более зубьев, или неправильно проверенная регулировка зазоров клапанов, или в поломке цепного привода механизма газораспределения.

 износ деталей ЦПГ, нагар в камере сгорания 

Если элементы цилиндро-поршневой группы мотора изношены или в камере сгорания скопились отложения нагара, герметичность ее нарушается из-за люфтов: клапаны неплотно прилегают к седлам или не закрываются из-за закоксовки. В результате часть газов прорывается, двигатель перегревается, клапана или их седла прогорают. Все это напрямую отражается на стабильности работы ДВС, вызывает провалы в работе, потерю мощности.

Из-за изношенных поршневых колец компрессия в цилиндрах падает, часть газов поступает в картер двигателя, топливо сгорает неполноценно. Чтобы определить проблему, нужно снять шланг вентиляции картера и оценить, насколько сильно дымит мотор. Если чрезмерно и пульсируя — проблема с потерей мощности вызвана состоянием поршневых колец.

 неправильно выставленный угол зажигания 

Одной из причин, почему двигатель не набирает обороты, является неисправность в системе зажигания. В дизельном ДВС как таковой системы зажигания нет, а решение вопроса с зажиганием — это выбор угла определения впрыска топлива за счет регулировки положения поршня в момент впрыска горючего в цилиндр.

Показатель угла зажигания крайне важен. Даже незначительная ошибка в один градус при выставлении угла зажигания может вывести дизельный ДВС из строя.

При неправильном выборе угла впрыскивание топлива в цилиндр будет несвоевременным, топливо не будет сгорать полностью. В результате цилиндры не смогут слаженно работать, топливо расходуется на бесполезную работу, водитель нажимает на педаль газа, но отдачи от мотора не получает.  

Угол зажигания выставляется на ТНВД. Если на дизеле установлена механическая топливная аппаратура, регулировать угол опережения впрыска можно самостоятельно, проворачивая насос вокруг оси или зубчатый шкив относительно ступицы. Но самостоятельно регулировать угол зажигания мы не рекомендуем — лучше обратиться к специалистам.

 выход из строя ЭБУ 

Электронный блок управления может сбоить из-за перепрошивки (неудачного чип-тюнинга, например) или после мойки двигателя. В таком случае мотор будет набирать обороты и тут же их сбрасывать: ЭБУ воспримет даже нормальные невысокие, порядка 2-3 тыс. об/мин как экстремально большие и прекращать подачу горючего в камеру сгорания. А на приборной панели вероятнее всего загорится лампа Check Engine .

 выход из строя ТНВД 

Обычно такая проблема с топливной аппаратурой на дизелях не возникает сразу, а проявляется постепенно. Когда насос начинает качать топливо слабо, его давления хватает только на работу ДВС в режиме холостого хода. При попытках поднять нагрузку, мотор глохнет и не набирает обороты. Причины могут быть разнообразны, от коррозии на лопастях топливного насоса высокого давления до износа плунжерной пары.

Начинать диагностику стоит с простых в выявлении и устранении проблем: осмотреть фильтры, заменить расходники, отработавшие свой ресурс, проверить работу датчиков, почистить клапан ЕГР и сажевый фильтр.

Если эти простые меры не дали результата, нужно обратиться за квалифицированной диагностикой. Вероятно, сбои стоит искать в высокоточной топливной системе дизеля — выходе из строя ТНВД, неправильно выставленном угле зажигания. В любом случае, диагностику и решение проблемы с тем, что дизель не набирает обороты, лучше не откладывать. В запущенных случаях такая проблема может вывести из строя топливную аппаратуру . 

Топливные насосы, ТНВД для дизельного двигателя найдете в нашем каталоге

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ

Добавить комментарий