Бывает так, что краска, с которой предполагалось делать ремонт, успела засохнуть или после ремонта запачкалась в доме мебель и другие вещи. Или же руки не отмываются после проведенных ремонтных работ. Все эти проблемы решаются растворителем, но чтобы он не растворил вместе с краской одежду, не прожёг дыру на поверхности мебели и не причинил другие неприятности, нужно знать их виды и предназначение.

Описание растворяющих веществ

Некоторые считают, что растворитель и разбавитель — это одно и то же. Это мнение ошибочно. Первые применяют для доведения краски до нужного состояния, а вторые — вещества с добавлением ретардера, который замедляет высыхание, не допускает возникновения комков, уменьшает натяжение и повышает текучесть. Другими словами, добавление в краску разбавителя не предусматривает химических реакций.

Растворитель способен вступить с веществом во взаимодействие, проникать в его структуру и растворять компоненты эмалей, лаков и т. д.

Летучее растворяющее вещество должно испаряться постепенно, иначе могут появиться дефекты на плёночной поверхности. Главная задача растворителя — участие в этапе покраски для придания лакокрасочным материалам нужной степени вязкости. Кроме того, с их помощью также очищают загрязнённую после покраски одежду, инструменты и кожу.

Классификация растворителей

Основным параметром разделения на группы является способность быстро (медленно) испаряться при обычных условиях. Так, выделяют несколько групп:

Самые популярные средства

Растворителей существует очень много. Чаще всего применяют следующие:

С помощью ацетона можно создать нужную консистенцию перхлорвиниловых красок для удобного нанесения на поверхность. Применяется для обезжиривания резины, растворения солей и удаления воска. Растворяет органические и эпоксидные смолы, масла в процессе синтеза полиуретанов и поликарбонатов.

Подходит для растворения эпоксидных смол, битумных лаков и краски на основе глифталевых смол. Применяется в процессе синтеза красителей. С ксилолом краска становится ярче, но сохнет дольше.

Сольвент

Этим веществом можно растворять меламиноалкидные лаки. С помощью сольвента повышают текучесть красителей из битума или глифталя.

Активно используется в резиновой промышленности как растворяющее вещество. Применяется для очищения от жира поверхностей для склеивания. Бензин используют для растворения эмалей и масляной лакокрасочной продукции.

Скипидар

Используется для растворения масляных и алкидно-стирольных красок. Скипидар подходит для снятия засохшей краски самостоятельно или в комбинации с другими растворителями. Вещество малотоксичное, имеет хвойный запах.

Уайт-спирит

Очень популярен в силу того, что для здоровья он практически не вреден (но пить его, конечно, не стоит), с его помощью часто очищают испачканные краской руки. Его часто используют в быту, так как он способен расщеплять растительные масла и жиры, азотные органические соединения, нефтяные фракции. Уайт-спирит активно применяется и в промышленности для растворения масляной краски, каучуковой и битумной мастики, различных лаков и эмалей.

Довольно сложное по составу вещество. Синтезируют его с помощью соединения эфиров, углеводородов и кетонов. Используется для красителей с полиакрилатом и полихлорвинилом, а также разводят лакокрасочные материалы на винилиденхлориде и винилацетате.

Состоит из смеси толуола, этанола, бутилацетата, бутанола, этилцеллозольва и ацетона. С его помощью разводят эпоксидные и акриловые лаки. Вещество не очень токсично, поэтому при работе с ним не используют средства защиты. Продаётся во многих хозяйственных магазинах, применяется в быту для работы со шпатлёвкой.

Смесь толуола, бутилацетата, этилацетата и бутанола. Применяется в процессе покраски автомобилей, позволяя разводить нитролак и нитроэмаль.

Состоит из ксилола, этилцеллозольва и бутанола. Применяется для разведения красок и эмалей. Более токсичен, поэтому для работы с ним требуются защитные средства. Кроме того, само вещество необходимо предохранять от прямого попадания солнечных лучей, а также хранить в тёмной, плотно закупоренной таре.

Смесь из ксилола, бутилового спирта и этилцеллозольва. С его помощью разводят краски и эмали. Вещество токсично, поэтому обязательно требуются средства защиты.

Правила безопасности

Важно знать, что пары многих растворителей при соединении с воздухом составляют взрывоопасную смесь, поэтому важно не использовать вещества вблизи открытого огня, не курить при работе и т. д.

Большинство имеют сильный специфический запах. Помещение, в котором проходит работа, следует проветривать во избежание отравления.

Следует оберегать открытые участки кожи от их попадания. Несмотря на то что некоторые растворители практически безопасны, всё равно не стоит лишний раз с ними контактировать во избежание проблем со здоровьем. Растворители — это активные химические вещества, следует обращаться с ними осторожно. Соблюдая самые простые правила, можно уберечься от ненужных проблем.

На первый взгляд технология использования растворителя для автомобильной краски никаких сложностей в себе не таит. В инструкции производитель указывает соотношения, рекомендации и точные указания – ошибиться здесь можно по неосторожности и только. Однако не всякая инструкция, отпечатанная на бумаге, является лучшим решением, а написание ее стимулирует не только желание перестраховаться, но и коммерческая составляющая: большинство производителей рекомендует пользоваться продукцией своей компании, т.е. растворителем дорогим и надежным. Между тем, понимание принципа разведения эмалей, степени и качества его влияния на результат, позволяет большинство дорогостоящей продукции заменить на отечественную номерную продукцию.

Принцип использования растворителей

Результат покраски – твердое покрытие, защищающее металл не только от коррозии, но и от небольших механических повреждений. Однако автоэмаль поставляется в жидком виде, а для ее нанесения на поверхность требуется ее еще и разбавить. После нанесения автомобильной краски на поверхность, необходимости в растворяющем веществе уже нет, т.е. оно должно испариться. Скорость испарения – первый параметр, по которому можно классифицировать растворяющие вещества:

Концентрация эмали корректируется производителем еще до окончательной упаковки продукта. Причина кроется в подстраховке и необходимости сохранять некоторые вещества в составе активными до начала работы. На степень концентрации эмали указывает аббревиатура в названии: LS (низконаполненные эмали – Low Solid), HD и HS, MS, UHS, VHS (высоко наполненные эмали – Very High Solid) и т.д. Лучшая наполненность дает лучший перенос краскопультом на поверхность. Вязкость веществ примерно одинаковая, но концентрация полимеров разная, поэтому разная и летучесть – не допускается сильное разбавление систем LS.

От того, каким разбавителем пользовался производитель, зависит дальнейшее разведение. Правильно разводить веществом с подходящим химическим составом, а еще лучше – тем же самым. Многое зависит от основы: развести акриловую эмаль и акриловый лак можно одним и тем же способом. Предельные концентрации и рекомендуемый для них состав одинаковы, потому что акриловый лак представляет собой акрил без красящего пигмента.

Разведение краски растворителем

Основные компоненты стандартного растворителя – толуол, уайт-спирит, сольвент, ксилол, бутилацетат, нефрас и пр. Разница между большинством разбавляющих составов кроется в соотношении. Так, например, наиболее популярный состав – № 646, главное преимущество и недостаток которого в агрессивности, приводящей не просто к разбавлению основы, но меняющей ее состав. Пользоваться им нужно с большой осторожностью, хотя для акрила и большинства грунтовок 646-й вполне пригоден. Несмотря на точный состав, изначальная чистота использованных при его изготовлении веществ может отличаться, поэтому большинство маляров использует 646-й только для мытья пистолетов, где его агрессивность находит хорошее применение.

Развести акриловую эмаль уайт-спиритом не получится, но он отлично подходит для растворения сланцевых, резинобитумных и обычных мастик. Однако главная область применения этого вещества – обезжиривание поверхностей, так как отечественный уайт-спирит содержит большое количество примесей, выпадающих в осадок уже через год стояния на полке. Заменить его можно на уайт-спирит художественный.

647-м растворителем можно развести нитролак и нитроэмаль, предназначенные для нанесения на авто. Пользоваться им также нужно с крайней осторожностью из-за агрессивного состава. Чуть более мягким составом обладает № 650, использование которого рекомендуется при работе с большинством эмалей и лаков.

Алкидные эмали рекомендуется разводить многокомпонентным растворителем Р-4, состоящим из смеси толуола, бутилацетата и ацетона. Можно применить его и с эмалями, в основе которых хлорированные полимеры (ХС и ХВ). Последние можно разводить чистыми толуолом и ксилолом.

Полярные и неполярные растворители

Условно в современной продукции можно выделить два класса веществ: растворяющие и разбавляющие. Терминология весьма туманна, но разница между веществами, используемыми для получения рабочей вязкости, может быть серьезной. Перед тем как закупать материалы, следует ознакомиться с составом эмали и растворителя. Вещества в них должны обладать одинаковой полярностью, так как полярные и неполярные материалы взаимодействуют друг с другом в худшем ключе. Наиболее правильный способ разведения – разбавление веществом уже использованным производителем (именно поэтому рекомендуется пользоваться для разведения продукцией того же производителя).

Полярные растворители – это все спирты, кетоны и вещества, в молекулярном составе которых есть кислород, например вода. Керосин, уайт-спирит и углеводородные составы – неполярные вещества. Поэтому краску, разведенную водой (водоэмульсионная краска, водорастворимый акрил), можно разбавить любыми эфирами и спиртом, однако относящийся к неполярным веществам уайт-спирит будет отторгнут. Разница между спиртом (в составе которого обязательно есть гидроксилы) и уайт-спиритом (нефрас – смесь углеводородов) огромная и заменить их друг другом нельзя.

Большинство эмалей можно разбавлять бензолами, маслами и пр. Вариативной полярностью обладают ксилолы, способные работать с веществами разной полярности. А вот ацетон можно использовать только с другими полярными веществами – с классическими эмалями он будет конфликтовать.

Правильное разведение краски

Соотношение разбавляющего и красящего вещества указано на каждой банке. К примеру, при наличии в системе активатора, правильно не разбавлять акрил сильно, а добавить лишь небольшое количество разбавляющего вещества, необходимого для удобства нанесения. По отношению к готовому составу это не более 10-15% от объема. Заменить акриловый растворитель можно на Р-12.

Контролировать вязкость нужно вискозиметром по указанным данным, но правильно разведенная эмаль та, что лучше ложится. На глаз можно определить этот момент так: если краска льется – разбавлена слишком сильно, капает – разведена нормально. Лучшим контролем является пробное окрашивание, т.е. небольшой тест после размешивания отвердителя и добавления растворителя. Единой инструкции нет, каждый краскопульт обладает своими особенностями: класть он должен сплошными плотными слоями (каплями), высыхающими уже на поверхности, легко растворяющимися друг в друге. Для теста можно добавлять растворяющее вещество прямо в стакан краскопульта и отмечать результат.

Вязкость напрямую связана с температурой и насыщенностью воздуха парами воды. Перед тем как приступить к смешиванию, нужно иметь данные о температуре воздуха в камере: при отклонении °C на 4-6 градусов от комнатной, раствор нужно разбавлять сильнее. Кроме того, следует учитывать, что высыхание эмали начинается сразу после контакта с воздухом, т.е. вязкость ее меняется от слоя к слою: если температура высокая, а работа идет медленно, придется добавлять растворитель к уже готовой краске.

Несмотря на то, что покраска автомобилей является творческой работой, с ней связаны определенные вредности, которые так или иначе влияют на организм. Чтобы максимально сохранить здоровье, следует придерживаться нескольких важных рекомендаций, о которых пойдет речь дальше.

Органические растворители № 646-й и 647-й в покраске используются наиболее часто. Благодаря им хорошо промываются всевозможные краскопульты и шпателя после шпаклевки. Однако, именно эти растворители и несут львиную долю вреда, особенно в зимнее время, когда боксы закрыты и практически не проветриваются, т.к. надо сохранить тепло в помещении. Хорошая вентиляция позволит снизить вредность растворителей.

Шпаклевка: пыль при сухой обработке

Практически любая автомобильная шпаклевка состоит из частиц, которые хорошо распыляются после сухой обработки вручную. Эта пыль попадает в дыхательные пути, и уже после нескольких минут ошкуривания шпаклевки можно ощутить першение в горле. Для защиты от пыли лучше использовать специальные респираторы, шлифовальную машинку с пылеотводом или обрабатывать поверхности с увлажнением. Однако не стоит забывать, что вода может проникать в некоторые шпаклевки и просачиваться через поры до металла, выхывая коррозию.

Краски: вредные испарения

Большинство автомобильных красок являются органорастворимыми. Для них характерен «ацетоновый» запах.  Аналогичными растворителями разбавляются и лаки. Растворители и разбавители бывают настолько едкими, что в процессе работы могут вызывать слезотечение. Для защиты дыхательных путей и легких следует пользоваться абсорбционными респираторами. Полностью защититься можно только, надев герметичный защитный костюм и перчатки.

Основную дозу вредных веществ мастера получают из-за пренебрежения к средствам защиты. Если красить машины без респиратора, то вместе с воздухом маляр вдыхает огромное количество паров растворителя и частиц самой краски в виде аэрозоля. Тело после окончания работы можно отмыть растворителем, но не стоит забывать, что кожа является органом и через нее в организм легко проникаю токсины.

Лет двадцать назад все было еще хуже, ведь такими красками, как «Ярославка», без слез невозможно было покрасить не только автомобиль, но даже и одно крыло. Однако следует заметить, что с каждым годом вреда при покраске автомобилей наносится все меньше, краски совершенствуются и становятся более экологически чистыми. Возможно, настанет день, когда покраска будет совсем безвредным занятием. А пока не стоит пренебрегать средствами индивидуальной защиты.

Профессиональные болезни

Профессию автомаляр однозначно можно назвать одной из самых вредных. Раньше людям, работающим с красками, давали молоко за вредность. Сегодня никто молока не дает, но, как выяснилось, не сильно оно и помогает, после того, как надышишься ацетоном. Более того, эффективной фармакологической защиты от органорастворимых красок не существует.

Основная опасность подстерегает автомаляра при вдыхании летучих веществ, содержащихся в краске и растворителях. Пик концентрации приходится на первый час после покраски, когда автомобиль сохнет. Однако и в процессе покраски можно успеть изрядно надышаться вредными веществами.

Частицы органических растворителей в виде испарений попадают на слизистые оболочки дыхательных путей. Молекулы едких веществ легко пробивают тончайшую оболочку, толщина которой измеряется на уровне атомов. Ацетон и прочие органические растворители являются сильными ядами. Они проникают сквозь бреши в защитной слизистой оболочки и отравляют организм.

Полезно также почитать: Как качественно покрасить бампер автомобиля в домашних условиях

К профессиональным заболеваниям автомаляров относятся:

Частое вдыхание паров растворителя может вызывать бронхиальную астму, сильную аллергию, а также заболевания носоглотки. Попадая в кровь, растворители вызывают головокружение, тошноту и рвоту. В первую очередь страдает головной мозг, печень и почки. Со временем, если работать без средств индивидуальной защиты, регулярное вдыхание паров растворителя может привести даже к онкологии.

Средства индивидуальной защиты

К сожалению, практически никакие фильтры, включая угольные, не в состоянии на 100% очистить вдыхаемый воздух в покрасочной камере от всех видов токсических составляющих. Пористые наполнители хорошо улавливают аэрозоли, а уголь нейтрализует большинство токсинов, но ни то, ни другое  не в состоянии отфильтровать изоцианиды, представляющие наибольшую опасность.

Чтобы полностью защитить себя от вредных веществ, имеющихся в воздухе покрасочной камеры, необходимо рассматривать его как враждебную среду. Это означает, что маска должна быть полностью изолирована. При этом воздух для дыхания подается извне.

Профессионалы пользуются изолирующими системами, состоящими из вентилирующих масок с герметичным забралом, гофрированного шланга подачи воздуха, и нагнетателя (компрессора). Система отрегулирована таким образом, чтобы человек при вдыхании получал необходимый объем свежего воздуха, и выпускал его через клапан наружу.

Обычные респираторные маски типа РПГ-67 отфильтруют часть аэрозолей и при установке угольного картриджа смогут нейтрализовать до 40% токсинов. Однако все остальное придется переложить на защитные функции организма, а его ресурс, как известно, не бесконечен. Даже одна покраска без полной защиты может стать причиной приобретенного заболевания.

Некоторые маляры пользуются обычным общевойсковым противогазом. Это лучше, чем любая полумаска, но для постоянной работы он не годится. Преимущество противогаза перед полумаской заключается в том, что он обеспечивает полную герметичность. Однако отфильтровывает он далеко не все.

Постоянно работать в противогазе довольно некомфортно. У некоторых тальк и резина могут сами по себе вызывать аллергию. Да и назначение у общевойскового противогаза несколько иное. Автомалярам лучше пользоваться профессиональными изолирующими системами: комбинезон-маска с внешней подачей воздуха. Стоят такие системы недешево, но здоровье дороже!

Интересное видео: советы автомаляра по выбору респиратора

(Пока оценок нет)

Как сохранить руки от вредного воздействия растворителя?

В покраске автомобилей люди достаточно часто контактируют с 646-м растворителем. Не секрет, что этот материал для покраски автомобиля попадая на к …

Какие краски используются для аэрографии на авто: обзор материалов для арт-тюнинга

Прежде чем заказать аэрографию, следует ознакомиться с ассортиментом красок, которы …

Как можно покрасить автомобиль своими руками с помощью баллончиков с краской

Шлифовка и полировка автомобильных стекол абразивными кругами 3М

Добавить комментарий